Technology of complex fertilizers with drum granulator-dryer

Currently, the process lines, where granulation and drying processes are combined in one apparatus - a drum granulator-dryer (DGD), are the most widely used in the Russian Federation and the post-soviet space.

Mineral fertilizer technology with DGD apparatuses is one of the key activities of JSC NIUIF. Our inventions, including those describing structural solutions in DGD apparatus (RF patent 2450854), are covered by patents.

1.jpg

Phosphate fertilizer technologies with DGD apparatuses are widely used and, in some cases, their use is preferable compared to the technology with ammonizer-granulator. The advantages of granulation in this apparatus are the high efficiency of heat and mass transfer, a small ratio of external recycling (1÷2), good quality, close grain-size distribution of the final product and process automation possibility.

The widespread use of the fertilizer technology with DGD is due to the following reasons:

  1. Technology with DGD apparatus is the most versatile in relation to the processed raw materials, which is associated with the possibility of using wet-process phosphoric acid in concentrated and non-concentrated form.
  2. Technology with DGD allows a wide range manufacture of high-quality fertilizers, including fertilizers, poorly amenable to roll balling: P, PK, some types of NPK. In addition, fertilizers produced according to the technology with DGD, thanks to the granulation mechanism, have high static strength and a high spherical shape factor. The derived product corresponds to a specified close grain-size distribution. In recent years, a large range of work has been carried out at JSC NIUIF, that made it possible to significantly change the idea of ​​these apparatuses’ capabilities. We developed versatile process lines, equipped with DGD apparatuses, that allow us to produce a large variety of fertilizers (P, PK, NP, NPS, NPS + S, PKS, NPK, NPKS, etc.), the production capacity for some grades is 70 tons per hour.
  3. Process lines with DGD are very compact.

Flowsheets with DGD apparatuses include less equipment pieces, therefore the power consumption is reduced, and fewer capital investments are required for their manufacture. A shorter process (recycle) line can provide fewer equipment failures, which increases the effective operating time and reduces repair costs. Process lines with DGD apparatuses are traditionally considered to be low recycle, which also reduces energy consumption and allows the use of lower capacity process equipment (and, consequently, lower cost).

Drum granulator-dryer

1.jpg

Figure 1. Drum granulator-dryer (DGD) 

1 – nozzle; 2 – loading chamber; 3 – screw feeder; 4 – reverse screw; 5 – flat lifting flight; 6 – discharge chamber; 7 – jet; I – granulation section; II – drying section.

DGD is a rotary drum with an internal flat lifting flight, installed with inclination of 1÷3° to the horizon line (Fig. 1). A distinctive feature of the DGD apparatus is a reverse screw, which allows returning of a certain amount of granulated material to the head part of the apparatus (internal recycle). When the drum rotates, the blades of special design, installed inside the drum, pass through the product layer at the bottom (“obstruction”) capturing it and then create the “curtain” by pouring over the whole section. The slurry is fed onto this curtain through nozzles and dispersed with compressed air (or by steam, generated at pipe reactor (PR)). In addition, the flue gases and external recycle are fed into the drum head part. To transfer recycle to the curtain area, head part of DGD is equipped with a screw feeder. During spraying of slurry onto the curtain particles, the granules are formed and then dried. Maximum amount of slurry, sprayed onto the curtain, depends on the granules’ moisture limit, at which the cakes in “obstruction” start to form.

The apparatus dimensions (diameter and length) are determined by the capacity of the process line, as well as the sprayed slurry moisture. Process lines with DGD are commonly used for phosphorus-cointaning fertilizer manufacture (DxL): 3.5x14m; 4,5x16m.

Ammonium phosphate-based fertilizer technology (MAP, DAP, NPK) with DGD


Figure 2. Flexible production process of phosphorus-containing fertilizers with DGD 

1 – preneutralizer; 2 – bins; 3 – acid tank; 4 – tank for mixing of slurry with potassium chloride; 5 – pipe reactor; 6 – combustion chamber; 7 – DGD; 8 – elevators; 9 – screen; 10 – mill; 11 – fluid bed cooler; 12 – Solex cooler; 13 – coating drum.

The flowsheet for manufacture of ammonium phosphate-based fertilizers using DGD is shown in Figure 2. It includes neutralization of phosphoric acid (or a mixture of sulphuric and phosphoric acids) with ammonia in neutralization vessel (or high-speed ammonizer-evaporator), ammoniation in pipe reactor, granulation and drying in DGD, classification of granules with the recycle of crushed oversize and fines, and also a portion of the product fraction in DGD in the form of recycle through recycle process. The final product is cooled, coated with conditioned mixture to improve consumer properties and sent to the final product storage. Preliminary mixing of a portion of ammoniated slurry and potassium chloride should be done for granulation improvement, highest conversion degree of chemical processes and reduction of the final product caking. The use of magnesium-containing additives (magnesite, brucite) allows to further reduce the caking and dustiness of complex fertilizers. This method involves mixing the magnesium-containing additive with phosphoric acid and then introducing the feed for neutralization.

Neutralization unit

Depending on the WPA concentration and fertilizer grade, there are various options for an optimal ammonia neutralization method (ammonium phosphate-based fertilizers manufacturing):

  • single-stage neutralization;
  • two-stage (two-step) neutralization (including with intermediate evaporation);
  • neutralization with “deoxidation” (mixture of “alkaline” and “oxide” slurry).

Depending on the process conditions, self-engineered high-speed ammonizer-evaporators (invention is covered by RF patent 2503495), preneutralizers and pipe reactors can be used for neutralization (ammoniation). High-speed ammonizer-evaporators, where mixing depends on heat change of neutralization reactions, are efficient when manufacturing one type of fertilizer (or two/three types max). For a wider range, a PN reactor (preneutralizer) is recommended. There are also high-speed ammonizer-evaporators with forced slurry circulation. To neutralize a more concentrated WPA (≥ 43% Р2О5), it is better to use self-engineered pipe reactors (PR) (invention is covered by RF patent 2360729). During processing of concentrated acids, the use of PR for mineral fertilizers manufacturing allows to obtain slurry with a moisture content of 6÷10%, due to which the process is highly efficient, the recycle and specific consumption of energy resources are reduced, production capacity increases, etc. In some cases, it is relevant to use a two-stage neutralization flowsheet (or a combined one), in the first stage of which a PN reactor is used (or a high-speed ammonizer-evaporator), and in the second - a PR.

In the process of sulphur-containing fertilizer manufacture sulphuric acid is addditionally used, adding to the available in WPA. Usually, sulphuric acid is neutralized by ammonia together with WPA.

Calcium phosphate-based NPK fertilizer technology with DGD

DGD 3.jpg

Figure 3. Calcium phosphate-based NPK-fertilizers manufacture process flowsheet with DGD

B1-3 – raw materials bin; F1-3 – feeders; R1-3 – reactors; P1-4 – centrifugal pumps; C – conveyer; E1-2 – elevators; T – scrubber liquid tank; HFS – high-speed foam scrubber; VS – Venturi scrubber; Cy – cyclone; S – screen; M – mill; CC – combustion chamber.

Figure 3 shows the flowsheet of the calcium phosphate-based fertilizer manufacture process (invention is covered by the RF patent 2551541). Dry components from bulk storages are added using belt conveyer feeder. In the first reactor, neutralization of WPA and sulphuric acid occurs with carbonate calcium (mined chalk). Acids can be fed either separately or as a mixture. In addition, scrubbing liquid is fed to the first reactor. When using unfiltered slurry, produced from WPA, it is also fed into the first reactor. The degree of neutralization is controlled by the reaction slurry pH value.

Acid neutralization process is completed in the second reactor. Besides, various additives may be fed to the reactor (nitrogen-containing components, micronutrients, etc.).

In the third reactor, the reaction slurry is mixed with potassium chloride, after it is fed to the DGD, where the granulation and drying processes take place. After DGD, product is fed onto the screen, where it is screened in three fractions. The fines and crushed oversize are returned to the DGD as an external recycle. Final product is sent for cooling and coating.

Scrubbing liquids are fed to the first reactor to dilute the neutralized phosphate-sulphate slurry to a moisture value that will ensure its feed. To maintain liquid volume, that circulates in the scrubbing system, the recirculating water is supplied to the HF scrubber.

An example of this technology implementation is the phosphorus-potassium fertilizer production plant with capacity of 100 thousand tons per year according to JSC NIUIF technology, which was put into operation at Metakhim CJSC (Volkhov) in 2013.

Технологии комплексных удобрений с аппаратами БГС

В настоящее время в Российской Федерации и на постсоветском пространстве наиболее широко распространены технологические схемы, где процессы гранулирования и сушки совмещены в одном аппарате – барабанном грануляторе-сушилке (БГС).

Технология минеральных удобрений с аппаратами БГС является одним из ключевых направлений деятельности АО «НИУИФ». Наши изобретения защищены патентами, в том числе описывающими конструкционные решения в аппарате БГС (патент РФ 2450854).

1.jpg

Технологии фосфорсодержащих удобрений с применением аппарата БГС получили широкое распространение и в ряде случаев их применение предпочтительнее по сравнению с технологией с аммонизатором-гранулятором. Достоинствами гранулирования в этом аппарате являются высокая интенсивность тепло- и массообмена, небольшая кратность внешнего рецикла (1-2), хорошее качество и узкий гранулометрический состав готового продукта, возможность автоматизации процесса.

Широкое применение технологии удобрений на основе аппарата БГС обусловлено следующими причинами:

1.      Наиболее универсальной с точки зрения перерабатываемого сырья является технология с аппаратом БГС, что связано с возможностью использования экстракционной фосфорной кислоты как в упаренном, так и неупаренном виде.

2.      Технология с БГС позволяет производить широкий ассортимент удобрений высокого качества, в т.ч. удобрений, плохо поддающихся гранулированию методом окатывания: P, PK, некоторые виды NPK. Помимо этого, удобрения, полученные по схеме с БГС, благодаря механизму гранулирования обладают высокой статической прочностью и высокой степенью сферичности. Получаемый продукт соответствует заданному узкому гранулометрическому составу. В последние годы в АО «НИУИФ» был проведен большой комплекс работ, который позволил в значительной степени изменить представление о возможностях этих аппаратов. Разработанные нами универсальные технологические схемы, оснащенные аппаратами БГС, позволяют производить самые разнообразные марки удобрений (P, PK, NP, NPS, NPS+S, PKS, NPK, NPKS и др.), производительность по некоторым маркам достигает 60 т/час.

3.      Технологические нитки с БГС очень компактны.

Схемы с аппаратами БГС включают в себя меньше единиц оборудования, вследствие чего снижается расход электроэнергии, а также для их создания требуется меньше капитальных вложений. Более короткая транспортная (ретурная) цепочка может обеспечить меньшее количество выходов оборудования из строя, что увеличивает эффективный рабочий фонд времени и снижает затраты на ремонт. Технологические нитки с аппаратами БГС традиционно считаются малоретурными, что также снижает энергозатраты и позволяет использовать транспортное оборудование меньшей производительности (и, соответственно, с меньшей стоимостью).

Барабанный гранулятор-сушилка

2.jpg
Рисунок 1. Барабанный гранулятор-сушилка (БГС): 1 – форсунка; 2 – загрузочная камера; 3 – винтовая питающая насадка; 4 – обратный шнек; 5 – подъемно-лопастная насадка; 6 – разгрузочная камера; 7 – факел; I – зона гранулирования; II – зона досушки.

БГС представляет собой вращающийся барабан с внутренней подъемно-лопастной насадкой, установленный с наклоном 1-3° к горизонту (рис. 1). Отличительной особенностью аппаратов БГС является наличие обратного шнека, позволяющего возвращать некоторое количество гранулированного материала в головную часть аппарата (внутренний ретур). При вращении барабана лопатки специального профиля, установленные внутри барабана, проходят через слой продукта в нижней части («завал»), захватывая его и затем ссыпая, образуя при этом «завесу» по всему сечению. На эту завесу с помощью форсунки наносится перерабатываемая пульпа, диспергируемая с помощью сжатого воздуха (или за счет образующегося пара при работе с трубчатым реактором ТР). В головную часть барабана также подают топочные газы и вводят внешний ретур. Для перемещения внешнего ретура в зону образования завесы головная часть БГС оснащена винтовой насадкой. При нанесении пульпы на частицы завесы происходит образование гранул, которые затем досушиваются. Максимальное количество пульпы, подаваемое на завесу, зависит от предельной влажности гранул, при которой начинается образование агломератов в «завале».

Габариты (диаметр и длина) аппарата определятся целевой мощностью технологической нитки, а также влажностью разбрызгиваемой пульпы. Наибольшее распространение в производстве фосфорсодержащих удобрений получили БГС (DxL): 3,5х14 м; 4,5х16 м.

Технология удобрений на основе фосфатов аммония (МАФ, ДАФ, NPK) с использованием БГС

3.jpg

Рисунок 2. Гибкая технологическая схема производства фосфорсодержащих удобрений с использованием аппарата БГС: 1 – преднейтрализатор; 2 – бункеры; 3 – сборник кислоты; 4 – бак смешения пульпы с хлористым калием; 5 – трубчатый реактор; 6 – топочно-горелочное устройство; 7 – БГС; 8 – элеваторы; 9 – грохот; 10 – дробилка; 11 – холодильник «кипящего слоя»; 12 – охладитель Solex; 13 – барабан-кондиционер.

Схема производства удобрений на основе фосфатов аммония с использованием БГС представлена на рисунке 2. Схема включает в себя нейтрализацию фосфорной кислоты (или смеси серной и фосфорной кислот) аммиаком в емкостном нейтрализаторе (или аппарате САИ), доаммонизацию в трубчатом реакторе, гранулирование и сушку в БГС, классификацию гранул с возвращением крупной после дробления и мелкой фракции, а также части товарной фракции, в БГС в виде ретура через ретурный цикл. Готовый продукт охлаждают, обрабатывают кондиционирующей смесью для улучшения потребительских свойств и направляют на склад готовой продукции. Предусматривается предварительное смешение части аммонизированной пульпы и хлористого калия для улучшения гранулируемости, более глубокого протекания конверсионных химических процессов и снижения слёживаемости готового продукта. Для дополнительного снижения слёживаемости и пылимости комплексных удобрений предусматривается использование магнийсодержащих добавок (магнезит, брусит). Данный способ включает в себя смешение магнийсодержащей добавки с фосфорной кислотой и последующую подачу на нейтрализацию.

Узел нейтрализации

В зависимости от концентрации исходной ЭФК и марки выпускаемого удобрения возможны различные варианты оптимальной схемы нейтрализации аммиаком (при получении удобрений на основе фосфатов аммония):

·       одностадийная нейтрализация;

·       двухстадийная (двухступенчатая) нейтрализация (в том числе с промежуточной упаркой);

·       нейтрализация с «раскислением» (смешение «щелочной» и «кислой» пульп);

В качестве аппаратуры для нейтрализации (аммонизации) в зависимости от условий проведения процесса предлагаются аппараты САИ (скоростной аммонизатор-испаритель) собственной разработки (изобретение защищено патентом РФ 2503495), емкостные реакторы с принудительным перемешиванием и трубчатые реакторы. Аппараты САИ, в которых перемешивание зависит от теплового эффекта происходящих в нем реакций нейтрализации, целесообразно применять при выпуске одного вида удобрения (или максимум двух-трех видов). При более широком ассортименте рекомендуется емкостной реактор с перемешивающим устройством. Существуют и аппараты САИ с принудительной циркуляцией пульпы. Для нейтрализации более концентрированной ЭФК (≥ 43% Р2О5) лучше использовать трубчатые реакторы (ТР) собственной разработки (изобретение защищено патентом РФ 2360729). Применение ТР в производстве минеральных удобрений при переработке концентрированных кислот позволяет получать пульпы с влажностью 6-10 %, за счет чего значительно интенсифицируется процесс, снижаются ретурность и удельные расходы энергоресурсов, повышается производительность и т.д. В некоторых случаях целесообразно применение двухстадийной схемы нейтрализации (или комбинированной), на первой стадии которой используется емкостной реактор с мешалкой (либо аппарат САИ), а на второй – ТР.

При получении серосодержащих удобрений в процессе используется дополнительно серная кислота, помимо той, что имеется в ЭФК. Обычно серная кислота нейтрализуется аммиаком совместно с ЭФК.

Технология NPK-удобрений на основе фосфатов кальция с использованием аппарата БГС

4.jpg

Рисунок 4. Технологическая схема процесса получения NPK-удобрений на основе фосфатов кальция с использованием аппарата БГС:

Б1-3 – бункеры сырья, Д1-3 – весовые дозаторы, Р1-3 – реакторы, Н1-4 – центробежные насосы, К – конвейер, Э1-2 – элеваторы, Е – сборник абсорбционной жидкости, АПС – абсорбер пенный скоростной, АВ – абсорбер Вентури, Ц – циклон, Г – грохот, ДР – дробилка, Т – топка

На рисунке 4 приведена технологическая схема процесса удобрений на основе фосфатов кальция (изобретение защищено патентом РФ 2551541). Дозировка сухих компонентов из бункеров осуществляется с применением ленточных весовых дозаторов. В первом реакторе происходит нейтрализация ЭФК и серной кислоты конверсионным мелом. Кислоты могут подаваться как раздельно, так и в виде смеси. Кроме того, в первый реактор подаются стоки системы абсорбции. В случае работы с применением нерасфильтрованной пульпы производства ЭФК ее подача также осуществляется в первый реактор. Контроль степени нейтрализации осуществляется по значению pH реакционной пульпы.

Во втором реакторе завершается процесс нейтрализации кислот. Кроме того, в реактор может осуществляться подача различных добавок (азотсодержащие компоненты, микроэлементные добавки и др.).

В третьем реакторе осуществляется смешение реакционной пульпы с хлористым калием, после чего она подается в аппарат БГС, где протекают процессы гранулирования и сушки гранул. Продукт после БГС поступает на грохот, где происходит его рассев на три фракции. Мелкая фракция и крупная после измельчения в дробилке возвращаются в аппарат БГС в качестве внешнего ретура. Товарная фракция направляется на стадию охлаждения и кондиционирования.

Отходящие газы после БГС проходят очистку от пыли в циклоне и направляются на стадию мокрой очистки в последовательно расположенные абсорбер Вентури и пенный скоростной абсорбер, где происходит окончательное удаление пыли и поглощение соединений фтора. Уловленная в циклоне пыль возвращается в аппарат БГС вместе с внешним ретуром. Газы после очистки выбрасываются в атмосферу.

Соединения фтора улавливаются растворами поташа или соды. Раствор поташа (соды) подается в сборник абсорбционной жидкости в количестве необходимом для поддержания постоянного значения pH абсорбционной жидкости.

Абсорбционные стоки подаются в первый реактор для разбавления нейтрализованной фосфатно-сульфатной пульпы до значения влажности, обеспечивающего ее подвижность. Для поддержания постоянства количества жидкости, циркулирующей в системе абсорбции, в АПС подается оборотная вода.

Примером реализации данной технологии является установка по выпуску фосфорно-калийных удобрений мощностью 100 тыс. т в год по технологии АО «НИУИФ», введенная в эксплуатацию в ЗАО «Метахим» (г. Волхов) в 2013 году.